"Если придерживаться лжи, то она может стать правдой. Держи язык за зубами, и все будет нормально" (с)
навеяно этим
ок. что вообще собой представляет разум. ну или выражаясь согласно принципу неопределенности, чем он выглядит? мне представляется, что разум очень сильно похож на многофункциональный инструмент. возьмем это предположение за основу. исходя из этого нужно определить его назначение. первым видится такой момент: организация и контроль взаимодействия носителя разума с окружающими объектами и контрагентами. далее организация управления самим носителем разума (все же мне кажется уместным выделение этого в отдельную функцию); далее - обработка и обмен информацией; что еще??? наверняка что-то еще))) ах да, функция самоизменения.
на самом деле интересная штука) представьте себе молоток, который может стукнуть сам по себе. это возможно в случае если молоток состоит как минимум из двух относительно независимых частей, каждая из которых может стучать по другой. но они должны как-то соединяться. стало быть количество элементов повышается до трех (считая соединение) и разумеется нельзя не учитывать среду, в которой происходит взаимодействие (что касается разума то такой средой взаимодействия разума с самим собой может быть "воспринимаемая вселенная" - та внутренняя картина мира, которую создает разум на основе обмена информацией с внешним - относительно носителя разума - миром).
но все это ни разу не приближает к пониманию что такое этот самый разум. ну или если перефразировать вопрос согласно принципу неопределенности, как к нему относиться? попробуем зайти с другой стороны. без чего я не представляю разум, каковы его атрибуты?
первое - носитель. разум без носителя все равно что функция без аргумента. смысла такое понятие не имеет. (говоря проще - разум не отделим от его носителя). ну и еще одно замечание - носитель не обязательно должен быть чем-то неделимым, вполне возможно представить себе нечто дискретное, скажем, подобное рою насекомых или распределенной компьютерной сети.
второе - инструменты для хранения и обработки информации (обработка информации, как мне видится одно из его назначений, а обработать что-то без инструментов невозможно, как и без возможности это что-то хотя бы не потерять).
третье - инструменты для получения и передачи информации. я даже объяснять ничего не стану.
четвертое - направляющая сила. нечто указывающее направление взаимодействия с тем или иным явлением. обычно мы называем это "воля".
пятое - нечто порождающее это стремление, этот вектор взаимодействия, эту "волю". мне думается правильным было бы употребить слово "желание", но слово "потребность" тоже можно использовать)))
шестое - разум невозможно представить без возможности самоизменения (по крайней мере я представить себе это не могу). для примера можно взять такой феномен как обучение. (важно: самоизменение должно подразумевать потенциальную возможность влиять также на четвертый и пятый пункт в обязательном порядке, а также самоаудит)
седьмое - предыдущий пункт подразумевает наличие оценочной системы, согласуясь с которой происходит самоизменение и взаимодействие с окружающим миром. в противном случае самоизменение приведет к самоуничтожению.
возможно я чего-то не учел.
но ладно, эти умствования не дают мне ответа на вопрос что "есть" разум, но хотя бы описывают его приметы)))
ЗЫ я вот что еще подумал: если люди не могут отличить программу от своего соседа, это еще не значит что программа обладает разумом. это всего лишь говорит о том что программа ведет себя подобно соседу того человека, который пытается искать отличия.
ок. что вообще собой представляет разум. ну или выражаясь согласно принципу неопределенности, чем он выглядит? мне представляется, что разум очень сильно похож на многофункциональный инструмент. возьмем это предположение за основу. исходя из этого нужно определить его назначение. первым видится такой момент: организация и контроль взаимодействия носителя разума с окружающими объектами и контрагентами. далее организация управления самим носителем разума (все же мне кажется уместным выделение этого в отдельную функцию); далее - обработка и обмен информацией; что еще??? наверняка что-то еще))) ах да, функция самоизменения.
на самом деле интересная штука) представьте себе молоток, который может стукнуть сам по себе. это возможно в случае если молоток состоит как минимум из двух относительно независимых частей, каждая из которых может стучать по другой. но они должны как-то соединяться. стало быть количество элементов повышается до трех (считая соединение) и разумеется нельзя не учитывать среду, в которой происходит взаимодействие (что касается разума то такой средой взаимодействия разума с самим собой может быть "воспринимаемая вселенная" - та внутренняя картина мира, которую создает разум на основе обмена информацией с внешним - относительно носителя разума - миром).
но все это ни разу не приближает к пониманию что такое этот самый разум. ну или если перефразировать вопрос согласно принципу неопределенности, как к нему относиться? попробуем зайти с другой стороны. без чего я не представляю разум, каковы его атрибуты?
первое - носитель. разум без носителя все равно что функция без аргумента. смысла такое понятие не имеет. (говоря проще - разум не отделим от его носителя). ну и еще одно замечание - носитель не обязательно должен быть чем-то неделимым, вполне возможно представить себе нечто дискретное, скажем, подобное рою насекомых или распределенной компьютерной сети.
второе - инструменты для хранения и обработки информации (обработка информации, как мне видится одно из его назначений, а обработать что-то без инструментов невозможно, как и без возможности это что-то хотя бы не потерять).
третье - инструменты для получения и передачи информации. я даже объяснять ничего не стану.
четвертое - направляющая сила. нечто указывающее направление взаимодействия с тем или иным явлением. обычно мы называем это "воля".
пятое - нечто порождающее это стремление, этот вектор взаимодействия, эту "волю". мне думается правильным было бы употребить слово "желание", но слово "потребность" тоже можно использовать)))
шестое - разум невозможно представить без возможности самоизменения (по крайней мере я представить себе это не могу). для примера можно взять такой феномен как обучение. (важно: самоизменение должно подразумевать потенциальную возможность влиять также на четвертый и пятый пункт в обязательном порядке, а также самоаудит)
седьмое - предыдущий пункт подразумевает наличие оценочной системы, согласуясь с которой происходит самоизменение и взаимодействие с окружающим миром. в противном случае самоизменение приведет к самоуничтожению.
возможно я чего-то не учел.
но ладно, эти умствования не дают мне ответа на вопрос что "есть" разум, но хотя бы описывают его приметы)))
ЗЫ я вот что еще подумал: если люди не могут отличить программу от своего соседа, это еще не значит что программа обладает разумом. это всего лишь говорит о том что программа ведет себя подобно соседу того человека, который пытается искать отличия.